Доброго дня, Уважаемые форумчане!
Поскольку 3 года подряд путешествую на вайбе разными маршрутами в Хорватию, то решил поделиться своим опытом.
Исходной причиной путешествия стала потребность в чистой и прозрачной морской воде, тепле и необходимость обновить впечатления о Европе, а также мнение коллеги, вернувшегося только с положительными впечатлениями. Решение принято – едем.
Выбор апартаментов:
При выборе вариантов в первой поездке сравнение стоимости от турагентств привело к необходимости подбора апартаментов через букинг или эирбнб (по прочим сервисам цена отличается незначительно).
А в этом году к предварительному подбору через вышеуказанные сервисы и последующему поиску прямых контактов арендодателей в интернете (как правило, напрямую на сайт/контакты непосредственного арендодателя выйти совсем не просто – в обязательном порядке наименования отличаются от наименований в сервисах поиска, процесс требует усидчивости и терпения). Однако, оплата через сервисы целесообразнее по некоторым позициям:
1. Возможно бронирование без аванса с бесплатным отказом за сутки до въезда;
2. Возможность отказа от размещения в случае значительных отличий от условий бронирования (крайняя редкость, по моим наблюдениям);
3. Возможность выразить свою справедливую благодарность/возмущение хозяевам апартаментов/гостиниц.
Можно приехать на место и в случае несоответствия бронированию развернуться на поиск соответствующего жилья по месту – лучше чтобы город тогда был побольше с возможностью выбора (поскольку у нас маленькая доча, то такой вариант я просто не рассматриваю). Видел достаточно большое количество поляков, которые выбирали себе апартаменты по месту.
При предварительном выборе будьте внимательны -
1. Обращайте внимание на отсутствие рядом взлетно-посадочных полос (включить на карте отображение со спутника) и линий посадки к ним в районе 30км – шумно это и Вам точно не понравится изредка искупаться в авиатопливе.
2. Уточните наличие рядом пункта оказания скорой помощи.
3. Уточните наличие больших гипермаркетов – LIDL, Kaufland, Konzum, Ribola…;
4. Обращайте внимание на отсутствие в зоне вашего пляжа стоянок яхт и катеров – утечки топлива в воду и запахи продуктов сгорания неизбежны.
5. Наличие известных архитектурных изысков и ценностей – я старался выбирать места от таковых подальше во избежание излишнего шума и суеты. Хотя там и без них красиво и чисто.
6. Апартаменты – у всех свои требования, но для нас главным было наличие газовой или современной индукционной плиты, чтоб каша не пригорала и суп настоящий приготовить можно было.
В первой поездке стоимость аренды апартаментов через букинг оказалась в 2 раза ниже стоимости турагенств, вторая оказалась промоакцией букинга и стоила номинал цены хозяина апартаментов (в 3 раза ниже турагентств). Третью нашел сам через инет на базе букинга – цена хозяина оказалась на 170eu ниже цены букинга или 27% от цены хозяина букинг накидывал себе сверху.
Переписка по почте, оплата аванса (обманывать клиента в Европе не в правилах – выходит дороже) нам лучше через PayPal или аналог – поскольку за аванс в 130eu на банковский счет наши добрые банки сорвали себе 40eu сверху вкусных комиссий.
Подготовка к дороге + базовые требования + некоторые тонкости:
1. Виза. Для пребывания и транзита в Хорватию на авто обязательна и достаточна шенгенская виза. Для прямого перелета достаточно национальной хорватской. У каждого свои варианты, однако личная подача является абсолютно не сложной (особенно в Москве), нужно просто внимательно прочитать инструкцию на сайте посольства, стоит относительно незначительных средств и личного времени по отношению с затратами через каких-либо посредников.
2. Медицинский страховой полис. Является обязательным для выезда в Европу только потому, что без него не примут документы в посольстве. Никто на границе у меня его не спросил ни разу. Однако нужно понимать, что даже его наличие абсолютно не гарантирует Вам никакого лечения в счет полиса. Все расходы Вы несете за свой счет и только потом, по возвращении домой, по факту предъявления всех необходимых документов страховая компания может соблаговолить вернуть Вам потраченные средства. Я оказался в такой ситуации и при попытке дозвониться до какой-либо помощи через 15 минут бросил дурное и полетел в ближайший пункт скорой помощи сам. Нужно понимать, что на вашей банковской карте либо наличными Вы должны иметь резерв средств на медицинскую помощь/мобильную связь/непредвиденные ситуации с автомобилем.
3. Автомобильный страховой полис. От него, пусть и минимального, никуда не деться. Банально не выпустят на границе наши граждане таможенники (РБ). Относительно разумным и более экономически целесообразным является покупка полиса на минимальный период (14 дней в РБ) и покупка полиса на оставшийся период отдыха в еврозоне уже непосредственно на границе со стороны еврозоны. Против наших 34usd за 14 дней, польская евростраховка стоит 24usd на месяц. Евростраховка нашей страховке не замена, к сожалению, и при следующем выезде не прокатит у наших таможенников. Другой вопрос – по возврату средств от европейского страховщика и соответствующими танцами в случае аварийной ситуации, но такой у меня слава Богу, не приключалось. Не забывайте приобретать страховку в случае ее окончания незамедлительно или проверяйте ее до въезда в зону пограничного контроля – штраф за просроченную автостраховку может Вас неприятно удивить (870eu - Польша), а в отсутствие средств на незамедлительное погашение штрафа наличными (карточкой оплатить оказалось невозможным) обеспечит конфискацию и постановку Вашего авто под арест до уплаты штрафа. Еще более Вас обескуражит размер штрафа за просроченную страховку в случае попадания в аварию.
4. Требования ПДД. В этом случае пользовался данными с сайта autotraveler.ru. Спасибо сайту огромное, сэкономил кучу денег на возможных штрафах, прикупив всех лампочек по кругу и световозвращающих жилетов по количеству пассажиров. Скорость держал в пределах ограничений +9км/ч, что оказалось не везде верно – есть приборы с паспортной погрешностью в 4 км/ч… Замылить проблему лучше даже не предлагать.
5. Про виньетки и оплату проезда по автобанам. В общем я очень стараюсь приобретать виньетки своевременно во избежание значительных штрафов (100-300eu), но иногда просто не замечал границы между странами ЕС (особенно в первые разы). Виньетки обязательно клеить под лобовое (на виньетке нарисовано в какую область) – если не наклеить, то они считаются недействительными. Просроченные виньетки должны быть удалены с лобового стекла. При каком-то количестве не считанных рамочной системой виньеток с лобовых за короткий период времени возможна остановка потока и массовый контроль всех авто – на такое попадал только один раз. Хорватия и западная Польша отличаются турникетными зонами оплаты проезда – чек и оплата на выезде по факту пройденного расстояния и тарифа. Желательно иметь средства и на карточке и наличными.
6. Состояние авто – без комментариев, машина должна быть исправна и надежна, без внешних повреждений, царапин и т.п.. Для их нормальных дорог (плохих видел крайне редко – в Польше и Словакии, в этом году их почти не осталось по моему маршруту) докачиваю резину до 2,4-2,5атм, лью свежее масло и с собой беру еще литр на случай высоких скоростей и поджора. Обязательно с собой щетку-мухоочиститель (сетчатая) + 5л. питьевой воды, в хороший год урожай насекомых может забить лобовое быстрее, чем Вы доедете до следующей заправки (емкости со щетками есть на заправках почти во всех странах).
Машрут.
Основным фактором при выборе маршрута следования и остановок стало общее время прохождения пути в течение светового дня, в котором на пересечение белорусско-польской границы уходит не менее полутора часов в зависимости от выбранного погранперехода, дня недели и времени суток.
Основной маршрут следования поездом до Бреста, пересадка на вайб >Польша>Чехия (Брно, в район пивного ресторана СтароБрно)>Австрия>Словения>Хорватия. В обратный путь по упрощенной программе Хорватия>Венгрия (Будапешт) >Словакия>Польша>Беларусь>Москва. Автомобильная часть от/до Бреста – 1500 - 1600км.
Сам маршрут строился по гугл.мэпс и вносились корректировки точками в навител навигатор. Навителу можно доверять только поверхностно – свои глаза и указатели на дороге намного вернее. После корректировки по гуглу протяженность маршрута навитела падала на 70-100км, по факту пройденного маршрута по спидометру километраж оказывался на еще на 30-50км меньше.
Заправлять в наш двигатель eurosuper98/100 на заправках крайне не рекомендовали (о чем в некоторых странах имеются надписи на колонках).
Остановки на отдохнуть производились в Брно/Будапеште/Жешуве с заказом отелей через вышеуказанные сервисы. В таком случае стоимость незначительно выше, но такой выбор отличается более мягкими и выгодными условиями (выше по тексту).
Несомненно, в Брно мы заезжали еще и по причине качества, вкуса, демократичной стоимости чешского пива и местной ресторационной кухни – 35eu на 3-х взрослых и одного ребенка с 5 бокалами пива на каждого взрослого/+много чего-нибудь еще.
Сам отдых
Для себя опытным путем определили диапазон пребывания – с последней недели августа до конца второй недели сентября – оптимально по температурам, количеству отдыхающих, стоимости. Температура воздуха +30/+20С, вода +24…26C.
Вода отличная, кристально прозрачная. А вот ежи есть за глубиной в 1,5-2м и пляжи песчаные встречаются мало где – защитную обувь лучше покупать, стоит она копейки. Обязательно подбирать наличие удобного захода в море для ребенка.
Ежей гладить не надо.
Питание
Готовили сами, на сугрев не жалели, но и не переусердствовали. Старались максимально отсекать из пищи консерванты, как и дома, впрочем. Сыры, хлеб, вино и рыба, мясная продукция, прочее спиртное превосходны (вишневица, ореховач).
Супы, салаты и каши кушали своей готовки. Фруктов местных мало, в основном привозное. Овощей достаточно.
Приготовить на местном гриле - у всех есть печь – как закон.
На месте Вам смогут предложить некоторые развлечения за допоплату (экскурсии, рыбалки). Нам было в основном достаточно чистого моря и солнца, на променад тягали дочу попрыгать на батуте и т.п. Многие развлечения на променаде (батут, аттракционы, массаж, многие экскурсии) заканчивают сезон и закрываются до следующего лета с 1.09.
Вот тут не совсем правда – тесть, как турист со стажем, умудрился достать виндсёрфинг на месте и поставить меня с женой на дрейф и изредка на полет. А еще с собой у нас был набор ласт, масок и трубок, удочки и подводное ружжо. На удочки и подводное ружжо необходимо разрешение (дозвол) стоимостью 100eu на неделю и на подводную охоту быть членом федерации подвохов какой-либо страны с соответствующим удостоверением – поскольку увлечение эпизодическое, то и дозвол прошел мимо меня вместе со штрафами (в дальнейшем буду только с удочками рано утром/вечером). В пляжной зоне (внутри буйков) охота/рыбалка запрещена. После 2-х дней охоты и рыбалки на свои снасти я поехал охотиться за рыбой на рынок/рыбхоз/причал (стоит как и в Москве, только свежая и не залитая ядреной химией). Местные рыбаки продают рыбу и с лодок - как правило вечером, можно что-то приобрести с утра, цена везде практически одинаковая.
Расходы.
На 3-х взрослых и одного ребенка сроком на 13 ночей в двухкомнатных 5-местных (3+2) апартаментах со своей кухней+2 санузлами в бархатный сезон, 3 минуты пешком до пляжа, 3 минуты до центра:
В пересчёте на евро, купленные вовремя в прошлом году:
Проезд 30,5% 550eu
Питание 30,5% 550eu
Апартаменты +Гостиницы 39% 700eu
Итого (с учетом стоимости ж/д билетов от Бреста до Москвы, без стоимости виз): 450eu/чел.
По прошлогоднему курсу эта сумма составляла 19000RUR/чел…
*Почему не авиа из Варшавы/Вильнюса? 135х2 (жд из Москвы до Варшавы на троих с пересадкой в Бресте) + 50х4х2(авиа) + 50х2(трансфер)=670eu без свободы передвижения…
**Желательно базовое владение английским/немецким. В принципе, все кроме арийцев, сносно понимают и по-русски.
Во избежание нарушений правил форума по просьбам могу выложить ссылки апартаментов (последних двух – с положительными впечатлениями) отдельным постом с их очень кратким описанием и адресами электронной почты.
Прошу учесть, что вся информация, предоставленная в отчете, является моим личным опытом, изменяется со временем и может не отражать всего объема возможных грабель…